Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2»
с. Ижма

 

Республика Коми,
Ижемский район,
с. Ижма,
ул. Чупрова, д. 76а
8 (82140) 98-2-40
Пн–пт с 07:45 до 18:15

Статистика

Основные изменения в личности ребёнка 2-х — 3-х лет связаны с открытием им своего «Я». Он уже психологически отделяет себя от других людей, осознаёт свои действия, чувствует себя источником этих действий. Ребёнок начинает осознавать своё имя, внешний облик, половую принадлежность. В это время возникает самый яркий кризис развития — кризис 3-х лет. Форма, длительность и острота протекания кризиса может заметно различаться в зависимости от особенностей ребёнка, социальных условий, особенностей воспитания в семье.

Основными симптомами кризиса 3-х лет являются негативизм, строптивость, своеволие и упрямство.

Негативизм — это отрицательная реакция ребёнка на предложение взрослого, а не на содержание действия. Негативизм отличается от обычного непослушания тем, что ребёнок не совершает действие именно потому, что его попросили. Часто такой «бунт» бывает адресован конкретному взрослому.

Строптивость отличается от негативизма тем, что она безлична, она направлена не против конкретного взрослого, а против всей системы воспитания и образа жизни: «Я не хочу спать!», «Я не буду есть!».

Своеволие проявляется в том, что ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет.

Упрямство — это реакция ребёнка, когда он настаивает на чём-либо не потому, что он этого хочет, а потому, что он уже этого потребовал.

Наличие кризиса можно констатировать по сравнению с предшествующим поведением ребёнка, а не на основе сравнения с другими детьми. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев и заканчивается к 3,5 — 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте — тоже вещь вполне нормальная.

Что могут сделать взрослые, если ребёнок упрямится и капризничает:

Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.

Во время приступа оставайтесь рядом с ребёнком, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку — это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее взбудоражат.

Будьте в поведении с ребёнком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при своём мнении.

Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно — взять его за руку и увести.

Истеричность и капризность требуют зрителей, поэтому не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай!». Ребёнку только этого и нужно.

Постарайтесь схитрить: «Ах, какая у меня есть интересная игрушка!», «А что это там за окном ворона делает?». Подобные маневры заинтригуют капризулю и он успокоится.

Если по достижении 4-х лет ребёнок всё ещё продолжает часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идёт о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия. Главная задача родителей — не допустить закрепления у ребёнка крайних проявлений кризиса.

Литература:
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль: «Академия развития», 1997.

Наверх